Предыдущая статья Следующая статья
Где кончаются границы, которых нет.
(Вторя Кену Уилберу)
Водоворот. Я стою на берегу и наблюдаю, как в потоке воды создается небольшое завихрение. В теле реки вырастает подобие пупка. Мой взгляд, непринужденно скользящий по плавным изгибам мелких, но частых волн устремляется вслед закручивающемуся в волчок потоку, туда, где волны исчезают, уступая место маленькой плоской воронке, в которой вода засасывает сама себя на глубину, протаскивая сквозь тонкое жало водоворота, чтобы отпустить уже только у самого дна. Лето на излете. Пляж опустел. Все еще теплый, но - ветер. Я один. Слева и справа насколько хватает видимости изломанная кромка песчаного берега, плавно уходящего в Волгу. Вода - ну, искупаться можно, но только для того, чтобы как-то оправдать свое присутствие здесь, - не зря же столько времени ехал сюда, ... ну и что, что прохладно, что никто не купается. Сзади дряблый кустарник, переходящий кое-где в прибрежный лес. Впереди - синяя вода с отражающимся в ней серым августовским небом. Полтора километра до противоположного берега, несколько десятков метров в глубину и - этот водоворот. Присев на корточки наблюдаю - совершенно как в детстве - как мелкий чистый песок у самых кончиков ботинок лижут набегающие дружелюбные волны. А еще такие водовороты случаются, когда катер, в разгар сезона перевозящий отдыхающих отпускников, приехавших позагорать на другой берег, делает разворот, чтобы причалить к пристани носом против течения. Вода в эти моменты совершенно теряет рассудок, забывает, где у нее Каспийское море и поворачивает в обратную сторону. Потом закручивается в спираль и начинает вращаться на одном месте - как дворняга, которую сильно укусило какое-то насекомое в одно место. Разве что повизгивания не хватает. При этом сама воронка совершает ленивый танец вокруг собственного центра. И длится это до тех пор, пока возбуждающие это явление факторы не успокоятся, - пока катер не перестанет елозить возле пристани, крепко привязав себя канатами к двум металлическим быкам на причале - возле носа и кормы.
Рисунок на воде, притягивающий взгляд, завораживающий, манящий... Течение, доселе убаюкивающее сознание своим однообразием, обнаруживает в теле своем явное структурное нарушение, природа которого легко объяснима. Элементы гидродинамики - изучаются еще в средней школе. Тайфуны, циклоны, торнадо. Все то же самое. Даже в ванной комнате у Вас дома происходит тот же самый процесс, будь то обыкновенная вода, шампанское или... например, молоко. Дети в завершении своего купания, перед тем как совсем быть вынутыми из ванны и обтертыми насухо цветными махровыми полотенцами любят в завершении процедуры еще попускать кораблики, которые в какой-то момент начинают безумно быстро вращаться, повинуясь законам гидравлики, пока не осядут, беспомощные, на белое эмалированное дно рядом с зарешеченной дыркой, в которую ушла вся жидкость. Теперь здесь точно нечего делать. Неси меня, мама (папа), в спальню, рассказывай сказку.
В замечательной книге Алана Уотса, которую он в свое время написал (как он заверяет в предисловии) для своих детей (правда уже вышедших из возраста, когда их купают в ванной с уточками, используя детский шампунь, от которого не щиплет глаза), он использует метафору водоворота для объяснения очень глубоких положений современного мировоззрения. Этот образ действительно очень емок притом, что нагляден и доступен каждому, кто имел когда-либо дела с водой. Безусловно, каждый объект, попавший в поле внимания человека, при пристальном рассмотрении и участии не скованного кандалами творческой фригидности сознания может быть увиден как символ, скрывающий в себе законы бытия, готовый раскрыть сокровенное знание о том, как устроен мир вокруг и внутри нас. Талант писателя как раз в том и заключается, чтобы самым элегантным, с эстетической точки зрения наиболее красивым, и в то же время точным, выверенным образом открыть в пространстве прямо перед читателем дверь, за которой Чудо. Там ("...леший броди, русалка на ветвях сидит..."), если читатель делает шаг через порог, для него может начаться вдохновенное, осмысленное, целенаправленное существование, спровоцированное вмешательством автора, в котором проблемы уважаемого читателя, с которыми он нянчится в своей повседневной жизни "легким движением руки" (на самом деле - интенсивной работой души) имеют шанс превратиться в решаемые с наслаждением задачи. По крайней мере - если, конечно же, Вас действительно забавляют вопросы: "Зачем? Почему? Как?", - Вы гарантированно получите удовольствие при чтении книг Алана Уотса. Это один из тех замечательных Художников слова, который вдохновил меня на написание, в частности, этой статьи, чьи мысли заставили меня видеть что-то в этом мире иначе. Иначе, чем учили нас всех в семье, в школе, в бизнесе.
Наше внимание фиксирует среди однообразия воды, воспринимаемого как фон, некий совершенно отличный от него, самостоятельный - сначала процесс, затем, когда мы убираем контекст, сужаем свое восприятие до размеров самого водоворота (как бы забывая об остальном пространстве, окружающем его), как объект с нечетко очерченными границами... пусть и меняющимися во времени, но, тем не менее, дающими нам право вычленить этот феномен из того непрерывного континуума, коим является река со всеми ее образованиями, уютно разместившимися в ее теле, собственно, составляющими ее тело. Так происходит расчленение мира нашим сознанием на как бы составляющие его части.
Что такое водоворот? Отдельный объект, имеющий собственное имя, живущий по своим законам. Но! Первое, что рождается в нашем воображении, когда мы слышим слово "водоворот" это образ воды, закручивающейся вокруг некоего центра. Выходит, он не может существовать без порождающей его среды - текущей воды. Тем не менее, для своего описания он нуждается в ведении совершенно конкретного понятия, идентифицирующего это явление, отличающее его от массы других таких же природных явлений. Осторожное слово "явление" все еще подразумевает, прячет в себе причастность водоворота к реке как к порождающему его фактору, оно еще намекает на то, что описываемый феномен являет собой некий процесс, действо, разворачивающееся во времени, являющееся в этот мир каждый следующий миг. Но в то же время в слове "явление" присутствует неумолимая тенденция к вычленению нашего феномена из общего контекста, из континуума непрерывного становления, к ограничению его в пространстве и выпадению его в безвременье. Стоит нам только углядеть возможность назвать тот же самый феномен не процессом, а "объектом", как он обретает совершенно новые качества, начинает подчиняться совершенно иным законам, и начинает вести себя в нашем сознании по другому. Теперь он может существовать совершенно независимо от породившей его среды, он превратился в некую чистую идею, в абстракцию, которой легко манипулировать, которую можно изучать, с которой, казалось бы, должно быть проще взаимоотноситься. Так зарождаются субъектно-объектные отношения. И вот уже можно как бы забыть, что река порождает водоворот, поскольку далее для наших нужд это не имеет определяющего значения. Мы начинаем негласно подразумевать, что водоворот появляется из реки, как бы отделяясь от нее, переставая быть ее составляющей, неотъемлемой частью. Происходит совершенно незаметное смещение акцентов, которое влечет за собой массу интереснейших следствий, о коих пойдет речь дальше в нашей статье, но уже имеющих прямое, сугубо практическое отношение к нам - человеческим существам.
Представьте себе такую фантасмагорическую картину: вся поверхность Земли покрылась водой. Нет, не всемирный потоп. Обойдемся без драматизма. Насколько хватает глаз - ровная поверхность воды, кое-где волны, кое-где - более серьезные волнения, но кругом только вода. Однородная прозрачная движущаяся среда приблизительно одинаковой плотности. И не важно куда, неважно почему, но вся эта вода движется, течет, меняет свое положение, так сказать. Мы с вами как будто бы на вертолете... нет, лучше на воздушном шаре - так должно быть романтичнее. Мы смотри вниз, и что мы видим? - Вы уже догадались - на поверхности этого бескрайнего океана бесчисленное множество водоворотов, водоворотиков, настоящих циклонов и водных смерчей (сила течения в разных местах нашего фантастического водоема разная, добавьте сюда вращение самой планеты вокруг оси, притяжение луны, неровности подводного ландшафта, перепады давления и т.д.). И они - эти образования - то появляются, то исчезают, то сталкиваются друг с другом, танцуя какое-то время вместе, растворяясь друг в друге, то разбегаются в разные стороны... теряя друг друга из вида навсегда. Красиво, должно быть. Они живут по каким-то своим, совершенно непонятным нам, сидящим в корзине воздушного шара на высоте, ну, скажем 200 метров над уровнем моря, законам. Что это напоминает? Вообще-то я давно клоню к тому, чтобы вы, дорогой читатель, провели параллель между человеческим существом и тем самым явлением, которому я посвятил так непростительно затянувшееся вступление.
И здесь пришло время, наконец-то, перейти от поэзии к психологии, которая и является настоящим прецедентом для нашего с Вами общения. Открываем словарь Даля. Читаем: "Психология"... (ну, типа "психо-..." от "психея" - душа, "логия" - наука, изучать. Изучение души).
В более, может быть, широком контексте психология - это наука, которая призвана сделать нас счастливыми, в компетенции которой объяснить нам - почему мы страдаем, почему нам бывает плохо, и дать практические рекомендации - что делать (а иначе, зачем она нужна?). В настоящий момент можно с уверенностью констатировать, что современная психология подошла - по крайней мере, на передовых своих рубежах, - к ответам на эти вопросы, на вопросы, которые ставит перед ней человек и общество в целом. Впрочем, что значит "подошла"? Вот если бы я сказал - она их решила!!! А может быть уже... "Да"?!... Ну, хотя бы на передовых своих рубежах? Чтобы ответить на этот вопрос, дорогой читатель, давайте сделаем с вами краткий экскурс в современное положение вещей в психологии. Начнем с того (надеюсь, это ни для кого не секрет), что существует великое множество "психологий". Если раньше можно было говорить о существовании Зарубежной (Буржуазной) психологии - с одной стороны, и Отечественной (Советской) - с другой, (как будто бы законы функционирование человеческой души, человеческого сознание жестко обусловлены экономическими и политическими условиями существования индивидуума, ... впрочем, так оно и было, должно быть, до какой-то степени, - вот только до какой?), то в настоящий момент водораздел в этой науке пролегает в несколько другой плоскости и имеет совершенно иной окрас. Сегодня принято флиртовать с такими определениями психологии как "ортодоксальная" и "неортодоксальная". Подразумевая при этом - как вариант - Западную (вообще) и, так называемую, Восточную психологию. Похоже на положение в современной медицине, не правда ли? Близко, очень близко. И там и там речь идет о Здоровье. В одном случае физическом, в другом - душевном. И там, и там применяются методы, существующие испокон веку и имеющие статус "народных", и методы официальные, гордо именующие себя "научные". И там, и там существует в настоящий момент тенденция на сближение, на взаимопроникновение, в результате которого происходит взаимное обогащение и, как результат, бесспорно, более качественное исцеление - в одном случае пациента, в другом - клиента.
И если в медицине различные ее направления занимаются заболеваниями различных частей тела или органов и систем, что при поверхностном знакомстве не вызывает какого либо недоумения, ибо ясно и невооруженным глазом видно: нога - это не рука, а сердце - не легкие, значит и лечить их нужно, вероятно, разными способами. Что же до души человеческой (или лучше все-таки употреблять термин сознание?), то далеко не само собой разумеющийся факт, что оно (сознание) имеет разные "органы" с разными соответственно функциями. И, безусловно, говорить на таком языке о душе, о сознании - более чем не принято. Некорректно. Поэтому мы будем оперировать другими понятиями, хотя суть явления, думаю, Вы уловили. В отношении сознания корректно будет употреблять понятие "уровни сознания". И тогда чудесным образом исчезают многие противоречия, которые, казалось бы, неустранимо существуют между методами и подходами, применяемыми современными психиатрами, психологами, психотерапевтами, снимаются неодолимые преграды на пути к диалогу между представителями различных течений в современной психологии - между "ортодоксами" и представителями "авангарда".
Но позвольте сделать еще одно отступление, которое даст нам возможность подойти к описанию существующих школ в психологии и выяснению отличий между ними с, как мне кажется, более сущностной стороны. С другой стороны, я постараюсь апеллировать к некоей презумпции здравого смысла - я буду придерживаться позиции обывателя, наделенного способностью размышлять.
Каждый из нас, решая в разные периоды своей жизни разные задачи - кто экономические, кто творческие, кто межличностные..., (список не прилагается, подразумевается, что каждый сам догадается, где у него в жизни течет крыша), на самом деле решает всегда одну и ту же задачу (даже если он и не отдает себе в этом отчет) - как быть счастливым. Каждый из нас на подсознательном уровне понимает, интуитивно чувствует, догадывается, а порой просто знает, что такое счастье или с чем оно связано. Не будет большим откровением, если я скажу, что для подавляющего большинства из нас состояние счастья ассоциируется более с отсутствие конфликта, с неким равновесием сил (спешу предупредить - ни в коем случае не со статическим, а с динамическим равновесием), с гармонией, нежели с противостоянием, с боевыми действиями, войной. Всяческий конфликт, будучи препарированным, с неминуемостью обнаруживает в себе следующие составляющие: некое субъективное позитивное "так", некое субъективное негативное "не-так" и некую более-менее четкую линию между ними, границу, глядя на которую можно быть уверенным: вот она - линия фронта. Там, где есть деление на "так" и "не-так" - там потенциально существует неудовлетворенность, страдание, то, что мешает нам чувствовать себя счастливыми. Как кто-то, безусловно, опытный в этом вопросе заметил: "Счастье - это отсутствие несчастья". Берусь утверждать вслед за многими современными психологами, что как раз эти самые границы и есть единственная причина нашего несчастия. Там, где существует граница - существует и противостояние, некое напряжение, которое, не будучи разрешенным, превращается в итоге в конфликт. Безусловно, можно испытывать удовольствие и от борьбы, и даже нужно!!! Мы все воспитаны на... - ну, это скушно. Соцсоревнования, "Следующее поколение будет жить при..." и т.д. и т.п. Важно при этом шею не сломать, или, скажем, когда ты честно выжал из себя все соки, а результат оказался нулевой (согласитесь, такое бывает и никто не застрахован), да если еще и сам процесс не приносил никакого удовольствия - "обидно, да?". Но можно испытывать удовольствие и от боли... Все мы в той или иной мере мазохисты, а некоторые и садо-... Но у каждого, безусловно, существует своя мера, и определяется она, как правило, таким естественным показателем как уровень боли, которую мы можем себе позволить терпеть. Но не суть. Мы не будем рассматривать случаи тяжелой патологии, вызванной органическими нарушениями. Рассмотрим более простой пример - нас с Вами. "Кто без греха - бросьте в меня камень"... Так может звучать фраза о неудовлетворенности: Кто ни разу не страдал, не испытывал боли душевной, не чувствовал себя несчастным - бросьте в меня камень. К сожалению, даже по младенцу, только что родившемуся на свет, невозможно с уверенностью сказать, глядя на то, как он заливается криком и заходится плачем, что он это делает от счастья. Поэтому, видимо, я уйду здоровым и невредимым. Нет среди живых тех, кто не страдал. Почему же так несправедливо устроен этот мир? Риторический, в общем-то, вопрос. Конечно, на него есть ответ, но это тема другой статьи. (В этой связи вспомнился эпизод из одного фантастического произведения, читанного когда-то в детстве. Некий всемогущий персонаж, рассказывает кому-то о том, как один любознательный субъект попросил показать ему Конечную Истину. "И что?" - спрашивает его собеседник. "Да ничего, его стошнило". Хочется сильно надеяться, что это не совсем о нас. Впрочем, каждому по вере его).
И так, для всех нас мир поделен на "так" и "не-так" (а иначе мы всегда пребывали бы в состоянии блаженства, что явно не соответствует действительности). Но у каждого из нас граница между этими понятиями проходит в разных местах. И, как Вы правильно догадываетесь, для тех из нас, у кого "не-так" слишком много, - страдания более разнообразны и, что ли, полнее, богаче. Но не в одном количестве дело. Самая заметная граница, осязаемая нами постоянно и везде - это граница между "я" и "не-я". И, не спешите проводить ее по границе Вашего тела - по поверхности кожи. Все может оказаться гораздо интереснее.
Вы никогда не боролись сами с собой внутри себя? Между "хочу" и "надо!" - это самый элементарный пример и самый простой способ определить для себя, что граница между "так" и "не-так" пролегает на самом деле уже внутри нашей психики, внутри нашего сознания, души, как это не печально. Мы разделены внутри себя на так называемые субличности, природа которых достаточно проста, чтобы понять механизм ее возникновения, и, в ряде случаев, достаточно сложна, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Происходит, говоря психологическим языком, расщепление психики, отчуждение, подавление или проецирование каких-то ее аспектов. Суть процесса заключается в том, что человек сдвигает границу между "я" и "не-я", включая в то, что является "собой" лишь какую-то часть тенденций, свойственных "эго". И, отождествляясь с этим выделенным набором, попавшим в милость, качеств, человек как бы надевает маску, начинает жить этой стороной своей психики, в то время как остальная территория "не-я", по ту сторону границы, чужая и пугающая, являющаяся тенью той маски, в которой живет человек, по возможности исключается из обращения, из сферы сознания. Как правило, у "нормального" человека существует целая коллекция масок, призванная удовлетворять его насущные потребности в тех привычных условиях функционирования, кои заранее определены сложившимися условиями: дом, семья, работа, отдых, и т.д. Это кажется очевидным. Но, двинемся дальше. Где еще, не очевидное, но все же, реальное деление внутри нас самих существует и не дает пережить состояние единства, счастья, гармонии, блаженства? На вопрос: "Чувствуете ли Вы, что Вы - это Ваше тело, или же Вы чувствуете, что Вы имеете тело?" большинство людей ответят, что они имеют тело - обладают или владеют им примерно так же, как автомобилем, квартирой или другим предметом. При этом тело кажется не столько "мною", но "моим". Но это как раз и сигнализирует о наличии границы, очередной границы между "я" и "не-я". Все, что мое - хоть и мое, не есть я. Человек наиболее тесно и основательно отождествляет себя лишь с одним аспектом своего целостного организма и ощущает его своим подлинным "я". Этот аспект известен под различными названиями: разум, психика, "эго", или личность. Естественно, что с точки зрения здравого смысла, с точки зрения биологии нет никаких оснований для проведения границы, о которой мы говорим, в этом месте: между "эго" и "плотью". Но на психологическом уровне такое расщепление носит повальный характер. И этот дуализм - в основном завоевание западной цивилизации и ее, если угодно, психологический фундамент. Даже, как мы видим, само, принятое для изучения феномена "я" на западе, слово "психо-логия" подразумевает, что человек - это разум, а не тело или не союз тело + разум. Что же в нем "нетакового"? Боль. Именно тело есть самый богатый, самый изощренный источник наших страданий, изнуряющих болезней. А потому - пусть и закрыв глаза, незаметно для самих себя, человек делает тело чужой территорией. Человек, особенно уже в зрелом возрасте, как правило, окончательно проводит границу между разумом и телом и отождествляет себя с первым. Но, будем справедливы к телу. Ведь, по большому счету, именно тело служит на протяжении всей нашей жизни источником многих удовольствий, воспринимаемых его органами чувств, - от экстаза эротической любви до наслаждения утонченными изысканными яствами и красотой солнечного заката. И что же делать? ...
Следующая беда поджидает нас там, где мы ее, собственно, и ожидали увидеть. Она предстает пред нами в образе единственно очевидной границы, границы, которая проходит по поверхности нашего тела. Надо заметить вообще, что граница между "я" и "не-я" - очень подвижное и гибкое образование. Она всегда где-то пролегает, но в каждый отдельный момент времени в том аспекте бытия, который, если так можно выразиться, является для нас в этот момент активным. И более того, каждый раз эта граница может смещаться, меняя свою конфигурацию в пределах того аспекта, о котором идет речь. В какой-то момент времени мы отвергаем в себе наличие гнева или ревности или еще какого-то качества, но, иногда, мы вынуждены признать их наличие и даже более того, мы очень плотно отождествляется с ними, и делаем их даже своим оружием, как то: праведный гнев, ярость благородная. (Примеры из числа наименее социально адаптированных чувств, которые большинством голосов принимаются как запрещенные к повседневному употреблению. Свой список запретных "теней" читатель может составить сам). Свою тождественность с телом, переживаемую посредством упоение сексуальными играми заставляет поверить нас в то, что мы - это наше тело. Занятия спортом, сытый желудок, массаж и т.д. - попадают в ту же корзину. А вот с границей по поверхности тела дело обстоит в большинстве случаев однозначно. Ведь здесь граница пролегает между очевидным "я" и очевидным Ивановым Иваном Ивановичем, дождем, столом, воздухом, ... (которые отнюдь не "я", как бы мне сознательно этого ни хотелось бы), короче всем тем, что находится за границей нашей кожи. Какой ужас. Видимо эта граница никогда не может быть преодолена. И именно поэтому мы призваны "...Взять у природы..." то, что нам нужно и как можно больше. Но, странно, чем больше мы этим занимаемся, тем печальнее для нас результаты. Эта невыносимая, никому не нужная обратная связь в виде нарушенной экосистемы, в виде экологической катастрофы, грязного воздуха, повышенной радиации, голландских безвкусных яблок, исчезающих лесов и видов животных. За более полной информацией отсылаю Вас в Гринпис. Но, вот, послушайте: "Внезапно я был объят облаком цвета огня. У меня мелькнула мысль о пожаре, запылавшем где-то неподалеку в этом огромном городе; но в следующее мгновение я осознал, что огонь был внутри меня. Тотчас пришло чувство ликования и громадной радости, которая сопровождалась неописуемым интеллектуальным вдохновением. Я не просто уверовал, я увидел, что Вселенная состоит не из мертвой материи, но являет собой живое Присутствие; я осознал в себе вечную жизнь. Это было не убеждение, будто я буду жить вечно, но сознание того, что я уже обладаю вечной жизнью; я увидел, что все люди бессмертны; что космический порядок таков, что все вещи, несомненно, действуют сообща на благо всех и каждого; что основополагающим принципом этого мира и всех миров является то, что мы называем любовью, и что счастье, в конечном счете, есть удел всех и каждого. (Цитата из "Космического сознания" Ричарда Бёка).
Чтобы убедить читателя в возможности подобного чуда, возможно, необходимо было бы привести не один десяток подобных цитат - описаний спонтанных переживаний единства с Вселенной "простых обывателей", описания переживаний, вызванных теми или иными духовными практиками, описания мистиков... Но я не стану утруждать Вас чтением, а себя составлением этой подборки, а, пожалуй, сразу перейду к резюме. Самая захватывающая сторона такого рода озарений состоит в том, что человек начинает явственно и, несомненно, ощущать себя единым со всей Вселенной, со всеми ее мирами, высокими и низкими, священными и обыденными. То, что в современной психологии носит название трансперсональных переживаний. Степень отождествления с "не-я" в подобных переживаниях может носить разный характер. В апогее - это тождество со всей Вселенной. Но существуют промежуточные стадии, в которых в любом случае самоотождествленность человека более не ограничена только его организмом. В простейшем случае примером такого процесса может служить так называемое экстрасенсорное восприятие: телепатия, ясновидение, предвидение и т.д. В любых из этих переживаниях общим является расширение границы между "я" и "не-я" за пределы кожного покрова организма.
И здесь мы возвращаемся к тому самому вопросу, с которого начали, ради которого, если Вы еще не забыли, было предпринято это отступление - о различных школах психологии, о тех дисциплинах, которые призваны разрешать конфликты в нас, между нами - тем, с чем мы отождествлены, и тем, что нами не является, тем, что находится за границей нашего "я". Как и в медицине, которая делает различие между заболеваниями дыхательных путей и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, и применяет для их лечения порой прямо противоположные методы, так и в психологии, как мы видим, имеет смысл говорить о разных уровнях человеческого сознания и применять для исцеления этих уровней различные методы. Например, есть школы, которые предлагают превзойти или забыть "эго", а другие - наоборот, стремятся усилить и укрепить его. Естественно, они кажутся противоречащими друг другу. Но, разобравшись, мы можем увидеть, что они могут быть более-менее верны в приложении к соответствующим уровням спектра сознания. И, настало время, навести некоторый порядок в классификации психологических подходов в соответствии с той картиной, которая была предложена выше при описании причин человеческих страданий.
Большинство современных традиционных психотерапий: психоанализ, психодрамма, транзактный анализ, терапия реальностью, эгопсихология занимаются исцелением раскола между сознательными и бессознательными аспектами психики. Они нацелены на то, чтобы человек вошел в соприкосновение со всем, что творится в его душе. Эти школы психотерапии занимаются воссоединением маски и тени для создания сильного и здорового "эго" - правильного и приемлемого образа себя.
В отличие от этого цель большинства школ так называемой гуманистической психотерапии иная - исцелить раскол между самим "эго" и телом, воссоединить психику и соматику для возрождения целостного организма. Этим занимаются: биоэнергетический анализ, роджерианская терапия, гештальт-терапия, экзистенциальный анализ, гуманистическая психология, логотерапия.
Если мы пойдем дальше, то обнаружим такие дисциплины, как трансперсональная психология Гроффа, психосинтез, юнгианский анализ, различные предварительные ступени йогической практики и т.д. Они занимаются областью промежуточной между уровнем Сознания Единства и уровнем сознания целостного организма.
Еще дальше лежат практики таких культурных традиций, как буддизм махаяны и ваджраяны, индуизм веданты, даосизм, эзотерический ислам, эзотерическое христианство, эзотерический иудаизм, задача которых состоит в том, чтобы преодолеть раскол между целостным организмом и средой для восстановления высшего тождества со всей Вселенной. Иными словами, они нацелены на уровень Сознания Единства.
Все это, конечно же, упрощенная картина, но она позволяет увидеть, разобраться в общих чертах, как соотносятся те или иные школы современной психотерапии и психологии с уровнями нашего сознания, с уровнями нашей отождествленности. Она так же может помочь распознать, к какому уровню относятся существующие проблемы и конфликты, и понять, какие процедуры лучше способствуют их исцелению. Неслучайно сам термин исцеление является однокоренным со словом целостность. Исцеление - это движение в сторону большей целостности.
И теперь, вспомним нашу метафору с водоворотом. Кто может провести четкую границу (прошу заметить - по воде!), отделяющую водоворот от не-водоворота? Существует ли она на самом деле, в природе или она лишь порождение ограниченности нашего языка, нашего культурно-обусловленного восприятия, воспитанного в традициях ньтоно-картезианской парадигмы? Водоворот ничем не отделен от реки. Он является продолжением реки, частью реки, самой рекой, точно так же, как и река не кончается там, где случается водоворот, она и есть этот водоворот. Не так просто перенести такое видение, эти метафоры на наше с вами существование и почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной, себя, как продолжение Вселенной... Каждый из нас вышел из утробы матери и в тот момент перестал быть ее частью, но разве от этого он перестал быть частью ее жизни? И разве более ничего не связывает нас? Изменив масштаб восприятия можно сказать, что каждый из нас был порожден этим миром, нашим общим домом, Землей, Вселенной. Вселенная является для каждого из нас утробой, из которой мы вышли, и мы спешим перерезать пуповину, заявляя о себе как о совершенно независимых существах, способных существовать автономно. Но так ли это? Козе понятно, что не так. Безусловно, пуповина, о которой идет речь - всего лишь метафора, но в то же время... воздух все еще поступает к нам в легкие из атмосферы Земли, продукты питания попадают в магазины в основном все еще с полей и ферм, расположенных на поверхности земли, загар в ряде случаев мы все еще предпочитаем натуральный, солнечный, а глаз иногда все еще хочет отдохнуть от рекламы, обратившись к горизонту, где каждое утро из-за моря, из-за гор неутомимое солнце выходит на свою работу - даря нам надежду на лучшее, внушая своим примером прописные истины - день сменяет ночь, ночь сменяет день: то инь, то янь - это и есть путь. И та граница, которая существует между ними - та граница, которая отделяет нас от самих себя, от мира - это та же самая граница, которая соединяет нас с миром и с самим собой.
И еще хочется сказать: любая граница есть ни что иное, как иллюзия, существующая реально лишь в нашем воображении, прочерченная нами на бесшовном покрове реальности, части которой никогда небыли разъединены. И граница эта служит лишь одной цели - различать объекты, не разделяя их. Мы же, забывая, что все есть часть единого, что все есть часть нашей жизни, лишаем себя возможности наслаждаться Танцем, Божественной Игрой этого Мира во всей его полноте. Безусловно, каждый из нас - главное действующее лицо в этом Величественном Шоу, в этой Ужасной и Чарующей Игре, именуемой Жизнь. Так давайте и вести себя тогда подобающем образом, чтобы не было ни потом, ни сейчас мучительно больно ни за один из своих поступков, реплик или помыслов.
Я нашел у самой воды более-менее плоский камешек, похожий на лепешку, покрытый незамысловатым волнистым рисунком, прицелился и запустил его прыгать по воде: раз, два, три, четыре, пять, ... Жизнь продолжается.